Скорая медицинская помощь » Инвазивные манипуляции: техника и осложнения

Венозная воздушная эмболия

Воздушная эмболия может быть осложнением пункций как центральных, так и периферических вен.
Причинами эмболии могут быть:
1) нарушение целости в результате операции или травмы венозных стволов, в которых давление крови ниже атмосферного, т. е. крупных центральных вен или вен, расположенных выше уровня сердца;
2) попадание воздуха в травмированные вены в процессе процедур, связанных с инсуффляцией воздуха, например, при наложении пневмоторакса, пневмоперитонеума, раздувании желудка и т. п.;
3) осложнение внутривенных вливаний;
4) осложнение гемодиализа.
В этой главе мы не имеем возможности обсуждать технические детали манипуляций, предотвращающих воздушную эмболию вследствие оперативных вмешательств и различных инсуффляций. Значительные венозные воздушные эмболии, вызванные внутривенной терапией, всегда наблюдались редко, а с применением современного инструментария вероятность этих осложнений еще более уменьшилась. Важнейшей технической новинкой в этом отношении явился выпуск трансфузионных жидкостей в эластичных пластиковых пакетах вместо флаконов. Пакеты при опорожнении не заполняются воздухом и содержат его очень немного, поэтому эмболия, даже если может произойти, будет небольшой. Многие системы для переливания снабжены шариковым или лепестковым клапаном, перекрывающим капельницу при ее опорожнении. Если клапана в системе нет, то небольшая петля трубки капельницы, опущенная ниже уровня катетера, предотвратит поступление последних миллилитров жидкости из трубки в вену даже при небольшом отрицательном давлении в периферической вене. Иногда воздух попадает в капельницу из отверстий в трубках, оставшихся после инъекций в эти трубки; если такое отверстие не спадается и расположено ниже дозирующего зажима капельницы, то через него может поступать небольшое количество воздуха. Маловероятно, что такое количество воздуха может вызвать патологические симптомы, за исключением больных с дефектами перегородок сердца.
Существует вероятность попадания большого количества воздуха в вены через центральные венозные катетеры, особенно введенные в крупные вены, расположенные выше уровня сердца. Поэтому для исключения возможности эмболии в процессе пункции больного укладывают на кровать с опущенным головным концом, чтобы создать в пунктируемой вене положительное давление. Не следует пренебрегать этой предосторожностью, так как нерастянутую, спавшуюся вену пунктировать трудно. При переливании жидкости, например, в яремную вену нельзя допускать опорожнения флакона, если больной находится в сидячем положении, так как при значительном отрицательном давлении из флакона может поступить большое количество воздуха (к сожалению, не все растворы содержатся в пластиковых пакетах). В подобных случаях в качестве предосторожности можно использовать длинную петлю трубки капельницы, свисающую ниже уровня катетера.
Для поддержания высокой скорости внутривенного вливания или для промывания внутриартериального катетера может понадобиться введение жидкости под высоким (до 300 мм рт. ст., 40 кПа) давлением. В современной практике это можно осуществлять только путем наружного сдавливания пластикового пакета надувной манжеткой. При этом, в системе отсутствует воздух и нет опасности воздушной эмболии. В экстренных ситуациях вне больницы вливание под давлением обеспечивают, удалив весь воздух из системы для внутривенного вливания и подложив пакет с раствором под больного, его вес обеспечивает необходимое давление.
В конце сеанса гемодиализа кровь, находящуюся в диализаторе, перекачивают больному через венозный конец артериовенозной фистулы или шунта. Обычно диализатор затем заполняют изотоническим раствором хлорида натрия, чтобы в вену не попал воздух, когда кровь заканчивается. Часть этого раствора, отмывая диализатор, попадает в организм больного. Однако в случаях, когда нельзя допускать перегрузки больного жидкостью, изотоническим раствором не пользуются, и диализатор по мере удаления крови заполняется воздухом. В этом случае нужно не пропустить момент, когда в магистрали появится столб воздуха, и сразу ее пережать. Мгновение невнимательности может привести к попадению в вену большого количества воздуха.
  13-09-2013, 13:14